Теперь в бывших цехах его заводов находятся удивительные экспонаты – тракторы, трамваи и пожарные машины позапрошлого века с паровыми двигателями. Самый большой трактор, который я там видел, выпущен в 1842 г. Огромный, размером с хороший садовый домик и даже трудно представить, как пахали на нем землю, подбрасывая в топку уголь или дрова. Еще с десяток паровых тракторов поменьше и помоложе, последний выпущен в 1875-ом. А рядом – уже другая эпоха, первый шведский трактор с двигателем внутреннего сгорания, 1879 г. Четыре года разницы, а с точки зрения технологий, – целая эпоха.
Знаете, о чем я думал в этом музее весной прошлого года: о том, что совсем скоро наступит новая технологическая эпоха. Тем более, что в Эскильстуне уже все городские автобусы работают на биогазе, который производится, извините, но так сказал мне журналист местного «Курьера» Матиас Тахл, «из дерьма».
Признаюсь, я не думал, что абсолютно новая эпоха уже так близко: 21-го августа прошлого года в пригороде Венеции Порто-Магера начала работать первая в мире водородная электростанция мощностью 12 мегаватт. Она сможет обеспечить электричеством 20 тысяч итальянских домов. Кроме этого, в городе уменьшаться на 17 тысяч тонн в год выбросы в атмосферу углекислого газа, главного источника глобального изменения климата. Водородная станция не выбрасывает в атмосферу ничего. Строила станцию итальянская энергетическая компания Enel, которая три года назад разработала пятилетнюю программу по развитию альтернативных нефти и газу источников энергии. В этой программе на исследования в области водородной энергетики выделено 7,4 миллиарда евро. Так что станция под Венецией, - только начало.
А ровно через неделю после этого, 27-го августа американская компания по производству водородных источников энергии Plug Power получила многомиллионный заказ от крупнейшей американской сети гипермаркетов по приготовлению и доставке готовой еды на переоборудование своих холодильных и транспортных устройств водородными элементами. Деньги выделяет Энергетический департамент правительства США в рамках программы по развитию альтернативных источников энергии и созданию «зеленых» рабочих мест. Довольно забавно, что два года назад 35% акций Plug Power приобрел совладелец «Норильского никеля» г-н Прохоров. Но в ходе скандального раздела имущества с г-ном Потаниным акции эти отошли его бывшему компаньону. И «Норникель» собирался их продать как непрофильные и не интересные. Если не продали еще, то повезло нашим бизнесменам, теперь акции эти поднимутся в цене и хоть таким манером принесут России прибыль от мирового развития энергий новой эпохи.
В тот же день, когда в Венеции открыли водородную станцию, английский дизайнер Джеймс Трим показал концепт элитного автомобиля Aston Martin Volare на водородных элементах. Японская Honda уже продает на американском рынке автомобили на водородных элементах по цене $ 25000, собираются выходить на рынок с похожими машинами и другие популярные производители для среднего класса, готов к запуску в серийное производство водородный Mersedes-Benz. Если «водородный» автомобиль предлагают уже нефтяным и газовым шейхам, основным покупателям Aston Martin, то новая эпоха совсем близко, скоро смена экспозиции в музеях технологий. Но, к сожалению, не в российских.
Точнее, если все так и дальше пойдет, Россия, с ее устаревшей техникой и технологиями, станет большим музеем под открытым небом.
«Мы, в свое время, опережали в водородной энергетике всех, но за последние пятнадцать лет, серьезно притормозили. Тут важно не отстать от мировых тенденций, а то получится как с телевизором и автомобилем, когда мы уже не знаем, что там находится внутри» - говорит по этому поводу зав. кафедрой атомной энергетики Уральского государственного технического университета Сергей Шеклеин. Точнее, если все так и дальше пойдет, Россия, с ее устаревшей техникой, станет большим музеем под открытым небом.
Но нам говорят, что это случится не скоро: любая альтернативная энергия все еще дороже нефти и газа. Хотя уже в этом году стоимость солнечных батарей упала на 45%. Новые технологии становятся все более «ручными», массовыми и дешевыми.
ГРИГОРИЙ НЕХОРОШЕВ
четверг, 21 января 2010 г.
ВОДОРОД МЕНЯЕТ ЭКСПОЗИЦИЮ
Эскильстуна - маленький, почти курортный сейчас городок в центре Швеции, был до середины прошлого века, центром шведского тяжелого машиностроения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий