Выступая 1 июля в Государственной думе, ответственный за «русскую силиконовую долину» Сколково предприниматель Виктор Весельберг сказал, что Россия должна «в год создавать по одному гуглу». Скорее всего, это была просто удачная метафора. Но уже буквально через неделю в прессе появилось сообщение: российские власти решили создать государственную поисковую машину.
Министр связи и информатизации Игорь Щеголев эту информацию поторопился опровергнуть. Но вот бывший министр, а ныне советник президента Леонид Рейман информацию подтвердил. Хотя подчеркнул: поисковая машина будет создаваться под контролем государства, но частными фирмами. Вскоре в прессе появилась и цифра суммы денег, которую государство якобы готово потратить на создание государственной поисковой машины – $100 миллионов.
С тех пор история про государственный поисковик обросла многочисленными комментариями и домыслами и стала почти детективной. Газета «Ведомости» написала, как крупное кадровое агентство пыталось перекупать специалистов из российских частных поисковых систем Yandex, Mail.ru и Rambler. Как задумывался поисковик в Управлении внутренней политики Администрации президента еще во время военных действий в Грузии, но затем инициативу перехватило Миниформсвязи.
- Действительно, в Управлении внутренней политики АП такие идеи проговаривались. Они вообще много работают в Интернете через разные скрытые аффилированные структуры. А жена заместителя начальника главы Управления Константина Костина, которого называют «правой рукой» Владислава Суркова, Ольга Костина, член Общественной палаты, активно занимается государственной общественной борьбой с порнографией в Интернете под эгидой форума Год безопасного Интернета в РФ. Вокруг них реально сформировалась большая команда людей, которые разными способами, но на государственные деньги, влияют на развитие российского Интернета. У них большой авторитет в Министерстве связи, но я не знаю, кто лоббирует проект государственного поисковика, в министерстве много разных групп влияния, - рассказал «ДП» высокопоставленный сотрудник министерства.
Бизнесмен Игорь Ашманов, один из создателей российской поисковой системы Rambler, рассказывает, что еще летом 2008 г. предприниматели, близкие к государству, Алишер Усманов и Юрий Мильнер, пытались купить долю в поисковике Yandex. Переговоры кончились ничем, так как Yandex выставил очень большую цену - $500 миллионов за 10% акций. Кроме этого, по словам Ашманова, покупатели понимали: «рулить» в Yandex почти невозможно, его менеджмент привык принимать независимые бизнес-решения. Поисковик Yandex все же удалось сделать в каком-то смысле подконтрольным государству, он продал за 1 Евро «Золотую акцию» государственному Сбербанку и теперь только с его одобрения может принимать глобальные инвестиционные решения. После этого Yandex по довольно надуманным причинам уничтожил свой популярный сервис по мониторингу самых популярных тем в блогах. Либеральная Интернет-общественность восприняла это как введение цензуры. В последние дни, когда активно обсуждается информация о государственном поисковике, блоггеры отмечают, что Yandex цензурирует свое «отражение» блогосферы: он никак не информировал пользователей о самой обсуждаемой в рунете теме: противостоянию строителей и экологов по вырубке просеки в Химкинском лесу для строительства новой автотрассы Москва – Санкт-Петербург.
Пока российская политизированная Интернет-общественность обсуждает перспективы создания государственного поисковика с точки зрения свободы слова, экономические журналисты бегло рассматривают возможные материальные выгоды. Приблизительная капитализация Яндекса – $5 миллиардов. Капитализация таких мировых поисковых гигантов как Google и Yahoo! достигла сейчас $138,9 и $23,2 миллиардов. «Интернет-поисковик, который стоит дороже «Газпрома», - может ли что-то быть привлекательнее для русского бизнесмена-«модернизатора», - зло иронизирует директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев. Он полагает, что главный вопрос в том, есть ли у создателей государственного поисковика просчитанная бизнес-стратегия. Пока что история этого бизнеса показывает, что национальные поисковики очень серьезно уступают по популярности Google и Yahoo! Исключением из правил как раз является российский Yandex, южнокорейский поисковик Naver, чешский Sezam и китайский Baidu, которые в своих странах доминируют. Но даже в России, где кроме Yandex много поисковых запросов обрабатывают еще Mail.ru, Rambler и еще несколько поисковых машин, доля Google составляет уже более 20% рынка и специалисты полагают, что она будет расти. Однако, этот рост возможен только если не вмешается государство. Которое, в лице отдельных своих представителей, Google явно недолюбливает. Может быть, за знаменитое высказывание его основателя Сергея Брина о России, как Нигерии в снегу, может быть за близкую дружбу с американским правительством. Два года назад российская ФАС под довольно надуманным предлогом отказала Google в покупке у Rambler Media агентства контекстной Интернет-рекламы «Бегун».
Все опрошенные «ДП» специалисты говорят, что государству будет нетрудно «раскрутить» свой поисковик с помощью бесплатной социальной рекламы и обязательной установки его в качестве заглавной страницы на компьютерах в государственных школах, ВУЗах и правительственных учреждениях. Но многие из опрошенных также назвали это недобросовестной конкуренцией, от которой в первую очередь пострадает успешный российский бизнес-проект Yandex. По словам пресс-секретаря поисковика Очира Манджикова, Yandex «рад новым игрокам, если они конкурируют технологиями и качеством услуг». Несколько месяцев назад в разговоре с «ДП» один из разработчиков Yandex Илья Сегалович, сейчас директор компании по технологиям и разработке, говорил, что «сейчас нет никаких объективных причин вкладывать деньги в поисковики»
Вполне себе будет обеспечен государственный поисковик и рекламой от государственных же корпораций. Хотя это тоже будет не совсем рыночной ситуацией: как известно заказы на рекламу государственных корпораций в СМИ и на уличных носителях у нас размешают по результатам непрозрачных договоренностей и сомнительных тендеров с «надежными людьми». Еще больше это касается политической рекламы, которая совсем уж непрозрачна, слишком большую роль там играют наличные деньги. Но в государственном поисковике как раз и будут «надежные люди».
Игорь Ашманов утверждает, что одной из главных проблем при создании государственной поисковой машины, будут квалифицированные специалисты в этой области, которых катастрофически не хватает. Мне кажется, он сильно преувеличивает. Специалистов сейчас можно набирать не только в России, но по всему миру, а их там предостаточно. Это даже модно, президент Медведев чуть ли не каждый день призывает завозить в Россию иностранных специалистов. Только сеть микроблогов Twitter мониторит сейчас ежедневно более ста успешно работающих в мире поисковиков. Многие из них, так называемые нишевые поисковики, они ищут разные разности, от кулинарных рецептов, до физических формул. Но как раз именно это и подтверждает: поисковый бизнес сейчас уже не такой экзотический, как десять лет назад. Кроме этого и в России, кроме всем известной большой поисковой тройки Yandex, Mail.ru, Rambler, есть не менее успешные, но мало разрекламированные проекты. Например «научный» поисковик Nigma, который уже занимает вполне видимый сегмент российского поискового пространства, способен находить математические и химические формулы, а с недавнего времени занимает 30% поискового рынка Вьетнама, страны, с населением 88 миллионов человек.
Очень критически встретили идею о создании российского государственного поисковика в блогосфере. Но там говорят об этом в специфической манере: «деньги распилят, как обычно, этим все и закончиться». Говорят, конечно, не без оснований.
Григорий Нехорошев
для газеты "Деловой Петербург"
Комментариев нет:
Отправить комментарий