вторник, 23 ноября 2010 г.

Ямайка. Пляшущие человечки



Много лет назад, читая роман "Из России с любовью", я подозревал, что мой любимый писатель Ян Флеминг, описывая пляж, куда попадает Джеймс Бонд, явно никогда не был знаком с образцами крымской экзотики. Интуиция меня не подвела. Знаменитый детективщик, как выяснил я позже, сочинял роман на своей вилле на острове Ямайка и списывал пляж со своего собственного.

Ямайка – место вполне подходящее для ностальгических воспоминаний о российской погоде и природе: меньше двадцати пяти градусов тепла тут никогда не бывает, а бананы и ананасы зреют круглый год, почти как у нас летом одуванчики, чуть отошел от берега – срывай сколько хочешь.

Окунувшись в Карибском море, я вышел на пляж отеля Jamaica, Jamaica, названного так, по мнению моего американского друга, не иначе как по аналогии со знаменитым "Нью-Йорк, Нью-Йорк", чтобы выпить в огромном припляжном баре ямайского пива Red Stripe. Плотный улыбчивый негр-бармен, увидев новенького, спросил: "Вы откуда, мэн?". В отличии от бывшей ямайской метрополии – Англии – "мэн" означает все что угодно – приятель, чувак, мистер, друг, сеньор… "Из Москвы", - ответил я, ожидая увидеть неподдельное удивление. "А скажи мне, мэн, зачем это Ваше правительство так поступило с Чечней? Они разве не понимают, что если люди хотят получить независимость, то они этого добьются. Да, мэн". Так что удивляться пришлось мне.

"Они очень гордый народ, - прокомментировала мне этот разговор Светлана Петрова, живущая на Ямайке безвыездно уже пятый год, которую на острове знает каждый, кто связан с туризмом. – Когда впервые показали тут по телевидению "Список Шиндлера", так весь остров чуть ли не месяц обсуждал – что ж это за нация такая, евреи, если позволили вытворять над собой такие зверства? Да мы бы этих немцев в порошок истерли!".

Я как-то раз забыл об этой гордости и чуть не нажил себе ямайского врага. Повезли нас в очередной райский уголок – "Серебряная лагуна"; там в море впадает река, и в полусоленой воде живут какие-то микроорганизмы, на закате вспыхивающие в глубине серебряным пламенем, если их потревожат. Проплывает рядом с лодкой рыба, а вокруг нее люминесцентное зарево шириной в метр. И, естественно, главная забава – поплескаться самому в этой лагуне, в разгорающемся вокруг тебя голубом пламени. Но московские туристы поначалу чего-то побаивались, и тогда управлявший лодкой молодой ямаец стал шутить.

- Я очень советую окунуться. Да, мэн! Это целебное место, пять минут в воде – и Ваш "карандаш" подрастает на пару сантиметров!

Соплеменники мои нервно засмеялись, а я серьезно сказал:
- Ты уже здесь пару лет купаешься, значит, "карандаш" у тебя метра три длиной. Наверное, приходится обматывать вокруг ноги? Не мешает?

Наш "капитан" в ярости вытаращил на меня глаза. Но чувство юмора победило, и он засмеялся:
- Да, мэн. Ты хороший чувак! Хочешь еще рому?



Кроме своего рома Ямайка славится марихуаной, которую местные курят в религиозных целях, чтобы было легче общаться с Богом. Знаменитый на весь мир певец регги Боб Марли воспевал марихуану в своих песнях, и в его музее в столице Ямайки Кингстоне Вам покажут небольшой газончик, где травка растет, как крапива. За первыми побегами ухаживал сам Боб. Кто-то из нашей компании, увидев в спальне Боба Марли здоровенный огнетушитель, наивно спросил:

- Это зачем?
- Боб боялся заснуть с "косяком" во рту, - спокойно пояснила его двоюродная сестра Наташа, работающая там экскурсоводом. Вся наша группа была так удивлена ее русским именем, что эбонитовая толстуха даже слегка обиделась.

- Что вас так удивляет, у нас любят давать красивые имена, мой папа вроде бы читал какую-то русскую книжку, когда я родилась.

Во всех отелях круглые сутки можно есть и пить, что пожелаешь. На Ямайке системой заведено: за все платите один раз. Купили путевку – и в пределах Вашего отеля все бесплатно: от спиртных напитков до обучения игре в гольф и погружений с аквалангом. Моему американскому приятелю, который прилетел к нам из Нью-Йорка, чтобы повидаться в экзотическом месте, день пребывания в отеле стоил сто долларов. Обнаружив в баре коньяк Hennesse, он стал пить только его. "За вечер по стоимости выпитого я смог бы окупить свое пребывание. Hennesse в Америке стоит намного дороже", - объяснил он мне как-то.

Я же предпочитал коктейли из ямайских ромов, имен которых не упомню, но вкус не забуду долго. Особенно хороши те, что перед употреблением поджигают. Их быстро втягиваешь через трубочку, и зеленое пламя гаснет на дне рюмки.

Мы плескались с моим приятелем в море, и к нам подплыл ямаец в маске и трубке.
- Привет, мэн! Хочешь купить раковину?
Мы отказались.
- Я гянжу? (Так во многих странах называют марихуану, и мои ямайские знакомые очень удивлялись, когда я сказал, что в бывшей советской республике Азербайджан есть город с таким названием.)
Гянжи нам тоже не хотелось.
Но на следующий день история повторилась:
- Купи раковину, мэн! – вынырнул рядом с нами местный Ихтиандр.
Приятель мой решил пошутить и ответил:
- Хочу купить АКМ или М-16. Есть у тебя?
- Но проблем, мэн, - заявил человек и стал называть цены.
- У меня в Нью-Йорке дешевле, - заметил мой приятель.
- Ну, тогда купи раковину, мэн. (Раковина по-английски – шелл. Так же, как и артиллерийский снаряд.)
- У меня нет пушки для шелл.
Продавец засмеялся.
- Ты хороший человек, мэн, - сказал он на прощание и нырнул в воду со своим мешком роскошных розовых раковин, а мы шагов пятнадцать протопали по пляжу к грилю, где в перерывах между многочасовыми завтраками, обедами и ужинами приплясывающие ямайцы поджаривают Вам гамбургеры, шашлык и сосиски.

Пританцовывающий ямаец лихо переворачивал в воздухе шипящие гамбургеры, как его собратья в алкогольном баре, пританцовывая и напевая какую-нибудь мелодию рэгги, подбрасывают в воздух металлические стаканы с готовящимися коктейлями.
Пританцовывают все ямайцы. В столице я видел двух пританцовывающих регулировщиков, в аэропорту – работников паспортного контроля.
- Как ты думаешь, а местный премьер-министр вот так же пританцовывает? – спросил я Свету Петрову.
- На людях вряд ли, но дома – наверняка, - ответила бывшая москвичка, не моргнув глазом.

Но больше всего меня поразил уборщик нашего пляжа. Проснувшись как-то часов в шесть утра, я решил поваляться в джакузи метрах в пяти от моря. Худощавый негр убирал опавшие за ночь листья эвкалипта и граблями рыхлил пляжный песок. Напевая что-то из Боба Марли, он пританцовывал с этими граблями и время от времени произносил сам для себя: "Яйя, мэн!", то есть "О' кей, чувак!". Трудился он в общей сложности час, минут тридцать из него ушло на танец. Хотя многим из нашей группы это постоянное пританцовывание аборигенов как раз и не нравилось.

Единственный ямаец, которого я за весь вечер не видел приплясывающим, был официант самого шикарного отеля, где на ужин подают настоящее французское шампанское, а плавательный бассейн наполнен минеральной водой.

- У нас тут неделю назад отдыхал мистер Каданников, - похвастался проводивший для нас экскурсию служащий отеля.

Владимир Каданников, бывший председатель Совета директоров «Автоваза», всегда на Ямайке пользовался большой популярностью. Чуть ли не половина подержанных автомобилей на острове – наши "Жигули". Еще в советские времена ими расплачивались за вывозимые с острова бокситы. Как-то у продуктового магазина мы разговорились с негром, грузившим ящики из под кока-колы в красную "Ладу".

- Ну, как машина?
- А че, мэн, хорошая.
- А запчасти-то к ней есть?
- Да завались!

Света Петрова, кстати, и попала на остров в связи с "Ладами". Лет десять назад ее бойфренд, из русских эмигрантов в Штатах, решил сделать бизнес и завез на остров партию новеньких машин. Но прогорел. Ямайские чиновники так долго тянули с растаможиванием груза, что машины начали ржаветь, и в результате их удалось продать только за полцены.

- А что тебя привлекает на Ямайке? – спросили мы Свету.
- Жизнь здесь хорошая, воздух, море. И где еще у меня будет собственная служанка и повар. Стоит прислуга совсем недорого.

Потрясающее великолепие суперсовременных отелей на каждом шагу окружено бедностью – несколько сот тысяч ямайцев живут в сколоченных из старых досок и картона лачугах величиной не больше нашего коммерческого киоска.

Такие же сооружения стоят тут и там почти через каждый километр шоссе. Продают все – собранные в лесу фрукты и овощи, пойманную рыбу, раковины и невероятное число поделок из черного дерева: слонов, жирафов, крокодилов, медведей. Торговцы долго будут Вас расспрашивать о Ваших родственниках, знакомых и вообще обо всем – лишь бы что-нибудь продать. Одному нашему питерскому попутчику полная негритянка лет тридцати продала три футболки и заявила, что хотела бы иметь от него ребенка. Слово за слово – я выступал в качестве переводчика – и наш петербуржец договорился с негритянкой о вечернем свидании. Света Петрова этому случаю нисколько не удивилась.

- У бедных считается за честь иметь не совсем черного ребенка: со светло-коричневым цветом кожи жить на острове гораздо легче. Да и вообще, - добавила Света, - с сексом у них все гораздо проще. Для мужчин здесь считается нормальным иметь много детей от разных женщин и о детях не заботиться.

На обратном пути, в самолете, я нашел подтверждение этим словам в выпуске местной газеты – штук двадцать объявлений, в которых выросшие дети просили своих отцов объявиться. Причем дети ничего не требовали, в каждом объявлении особо подчеркивалось: папа, мне ничего не нужно, я только хочу посмотреть, какой ты.

Григорий Нехорошев
Кингстон - Очё-Риос – Монтего-бэй

4 комментария:

Анонимный комментирует...

Эх, Григорий, растравили душу травяными ароматами, задурманенными ямайскими пейзажами... Однако, вы садист )Продолжайте в том же духе)

City_Shaman комментирует...

Здорово! Очень интересно. Приятно, что гордые и свободолюбивые люди живут не только на Западе.

Анонимный комментирует...

Спасибо большое!

Анонимный комментирует...

прямо посвежело на душе, посветлело. спасибо за теплый рассказ. оч понравилась концовка: "детей от разных женщин и о детях не заботиться". эээххх, алименты, алименты!

Отправить комментарий