четверг, 30 декабря 2010 г.

Похоже, время ускорилось

Перечитываю блоги людей, которых я уважаю и ценю – они все, как в песне Вероники Долиной, «надеялись на чудо». Хотя, как и я, они понимали – чуда быть не может, нет для этого объективных причин в современной российской действительности. «А чуда не произошло».

Мой старинный приятель, писатель и философ Игорь Шевелев не обновлял свой блог полгода. После начала оглашения приговора Ходорковскому и Лебедеву он написал несколько строк: «Любое логическое высказывание, обращенное к нелюди, поставившей себя вне закона, является оскорблением здравого смысла и личной чести». Это значит, что Шевелев замолчит надолго, он и так в последнее время в основном изучал восточных философов и высказывался лишь об их текстах. Мне очень жаль, что замолчит - он тонкий, внимательный писатель.

Но не он один – несколько более близких пишущих друзей сказали вчера, что собираются сменить профессию, еще несколько – окончательно решили уехать из страны. Конечно, сейчас нервы очень напряжены, друзья мои немного успокоятся, может, передумают. Но, увы, не все. Точно знаю, много мы об этом говорили.

«Любое логическое высказывание» у нас давно не в чести, особенно в последние недели. Какая может быть логика после откровенного, неприкрытого вранья в телевизионных общениях «с электоратом».

И непонятно, что же делать пишущим и думающим логически. Может быть опять, как в конце брежневских времен, уходить заниматься историей литературы и искусства, чтобы ни в какой форме не участвовать в пропагандистском трепе о модернизации в рамках «суверенной демократии»? Да, наверное, это тоже дело.

Уезжать из страны – и это тоже дело. Многолетние вынужденные эмигранты советских еще времен, когда вернулись в Россию, во многом помогли нам понять, как живут в Европе и США, на каком уровне в мире современном находится человеческая цивилизация.
Это все очень больные вопросы, но все большему количеству логически думающих людей приходится их себе задавать. Многие откладывали, надеялись на чудо. Чуда не произошло.

Что-то другое произойдет, непонятно только, как скоро. Но количество внутренних эмигрантов в этой стране уже набирает критическую массу. Да и настоящая эмиграция тоже уже влияет на происходящее все больше и больше.

Двадцать лет назад мне посчастливилось брать интервью у Ларисы Богораз, одной из участниц митинга на Красной площади в 1968 году против оккупации советскими войсками Чехословакии. «В России нужно жить долго» - сказала мне тогда воодушевленная происходящими изменениями в стране женщина, чей муж, писатель и политзаключенный Анатолий Марчено умер в Чистопольском лагере в декабре 1986 года после долгой голодовки с требованием освобождения всех политзаключенных СССР. Эта трагическая смерть и реакция на нее в стране и мире заставила Михаила Горбачева начать освобождение советских политзаключенных.

Может быть, это жестоко прозвучит, но мне кажется, что неправедный и лживый приговор двум нашим согражданам немного ускорит почти остановившееся сейчас время российской жизни.

Григорий Нехорошев

Комментариев нет:

Отправить комментарий