пятница, 11 июня 2010 г.

Константин Тублин, мой "Книжный браток": продолжение истории

Совершенно неожиданно для себя попал в скандал вокруг книжной премии «Национальный бестселлер». Тем более неприятно, что три года назад я был в Большом жюри этой премии.

Есть у меня старинный друг, журналист Артем Баденков, человек умный, добрый, эрудированный но не уравновешенный, очень невротичный. А в последнее время он вообще стал народным мстителем-публицистом.
В двух своих блогах он делает заметки о современном интеллектуальном сообществе в наших палестинах. Только беда в том, что он мерит происходящее вокруг мерками например Жан-Поль Сартра или Альбера Камю. А иногда, что еще прискорбнее, по меркам своих любимых Хармса или Добычина, а это уже совсем караул.
Можете себе представить, как под углом таких пронзительных эстетик смотрится все окружающее нас дерьмо? Во-во!

Так вот Артем набросился неожиданно на «Нацбест», а точнее на владельца этой премии питерского издателя Константина Тублина. Этот Тублин много лет назад обидел многих писателей и поэтов, которых Артем Баденков искренне уважает.

И в этом споре стал использовать отрывки из моей старой-престарой статьи «Книжный браток», про этого издателя Тублина. Десять лет назад я написал ее для сайта Lenpravda.ru Они тогда раскручивались и платили очень хорошие гонорары.
Про Тублина я и узнал впервые от Артема. В 1997 году он опубликовал в журнале «Лица», где я тогда служил главным редактором, интервью с этим издателем. Тублин выпустил тогда настоящий бестселлер, трехтомник Сергея Довлатова в белых обложках с иллюстрациями Митьков.

Интервью было великолепное, такое откровенное фанфаронство редко встретишь!
Тублин взахлеб рассказывал о своих высокопоставленных друзьях: как с Чубайсом ездил на охоту, а охранники им чуть ли не в ручную буреломы на дорогах расчищали! Этот эпизод потом перепечатали многие мелкие газеты по всей России. Дал еще Тубин фотокарточку, на которой целовал в щечку Людмилу Чубайс. Рассказал, что она бывшая жена Чубайса. О том, что наш главный реформатор развелся, тоже до этого никто не знал, и все, конечно, оценили! Каков, мол! Жену бросил с двумя детьми.

Через некоторое время номер журнала попал в США и мои тамошние знакомые рассказали о реакции на интервью вдовы Сергея Довлатова Елены. Оказалось, что Тублин ей платил сущие копейки, говорил, что трехтомник совсем не продается, народ одичал, читать не хочет. В интервью же он рассказывал о трехтомнике, как о «кормильце» его издательства, о невероятном коммерческом успехе.

Вот тогда-то я Тублиным и заинтересовался. Я тогда с удовольствием занимался журналистскими расследованиями и такой персонаж тянул на расследование.
Со временем я его и сделал для Ленправды. Но только, по их условиям, опубликовали его без моей фамилии, они всё тогда без подписи публиковали.

А вот теперь Артем Баденков раскрыл мое авторство. Не скажу, что мне это приятно, я ему на это права не давал, но уж если так случилось, в пылу полемики, то ничего не поделаешь.

Полемика, надо признать, получилась знатная! До откровенной матерщины пока не дошло, но уже на грани того. Мастера культуры сцепились в лучших традициях советской богемы.

Григорий Нехорошев

Комментариев нет:

Отправить комментарий