Интересно и поучительно вспомнить, как в конце 2003-го года уходил из большой политики руководитель администрации президента РФ Александр Стальевич Волошин.
Почти месяц в вагонах московского метро каждое утро появлялись маленькие, топорно сделанные плакатики, на которых было фото двух лысеющих господ, которые доверительно склонились друг к другу и что-то с улыбочками обсуждают: Волошин и Березовский. И подпись – «они продавали Россию». Скандально знаменитый некогда журнал «Компромат» посвятил Волошину целый номер. Да не простой, а с аудио-приложением.
На компакт-диске можно было послушать запись телефонных разговоров работников секретариата Александра Стальевича с десятком околополитических персонажей. В канун его дня рождения все они выражали ему свою признательность и ненавязчиво расхваливали свои подарки. Наиболее смешным был разговор секретарши Стальевича с представителем одного из сибирских отделений партии «Единая Россия», который должен был передать Волошину чучело бурого медведя, державшего в лапах ящичек с набором элитных спиртных напитков.
За неделю до этого прошли выборы в Госдуму. Партия «Единая Россия» победила с серьезным преимуществом, а СПС и «Яблоко» в парламент не попали. Зато новой политической реальностью стала право-консервативная партия «Родина», которая появилась буквально накануне выборов.
Многие кандидаты от «Единой России» и «Родины» в конце сентября – начале октября 2003-го побывали в почти забытом богом городишке Тамань, что на восточном берегу Керченского пролива, в Краснодарском крае. Совсем неожиданно там вдруг стали в срочном порядке восстанавливать косу Тузла, длинный, километров пять вал земли, который когда-то вел от Таманского полуострова в Керченский пролив, к острову Тузла. Коса эта была размыта еще в конце двадцатых годов, и поэтому граница между Россией и Украиной размечалась в шестидесятых по центру пролива, а остров Тузла принадлежал Украине. Если же коса вновь появлялась на географической карте и соединяла российский берег с островом Тузла, то демаркацию границы нужно было бы менять. Да и принадлежность острова Тузла была бы уже под вопросом.
Сотни грузовиков почти круглые сутки возили землю Тамани и восстанавливали косу. И с каждым новым восстановленным метром нарастал накал страстей между политиками Украины и России. На остров Тузла срочно выехало правительство Украины во главе с президентом. Высадились украинские пограничники и стали строить защитные сооружения. Между островом и косой пришвартовался огромный украинский сухогруз, ночью появлялись пограничные катера. Говорили, что в Керченский пролив вот-вот должны направиться из Севастополя корабли Черноморского флота России. Поговаривали о маленькой военной операции. На западном побережье пролива, в Керчи, проходили массовые антироссийские митинги.
Помню, как в полевой бинокль я рассматривал остров Тузла, наблюдал за украинскими пограничниками, подвозившими и разгружавшими мешки с песком для укрепления только что построенных огневых точек. Я стоял на небольшом холме в ста метрах от берега Керченского пролива, рядом с корпунктом НТВ, который соорудили на холме, чтобы как можно повыше расположить тарелки для космической связи. Для восстановления косы экскаваторы сняли с холма несколько ковшей земли, но затем переместились дальше, вглубь полуострова. Потому что под первым слоем земли оказались останки людей и пулеметных гильз. Во время Великой Отечественной на Таманском полуострове шли ожесточенные бои и на этом холме, видимо, была огневая точка. В километре от берега в тот же день откопали огромный бетонный дот, время сохранило на нем очертания красной звезды.
Я медленно перемещался по разворошенной поверхности холма, выбирая лучшую точку наблюдения за островом Тузла, и вдруг увидел под ногами человеческую челюсть. А рядом - полуистлевшие гильзы от крупнокалиберного пулемета.
Водители грузовиков, с которыми я говорил, очень гордились происходящим. «Ельцин все всем отдавал, а теперь пришла власть, которая решила возвращать. Для начала хоть Тузлу вернем, а дальше - посмотрим» - говорили кубанские водители. Почти те же слова почти скандировали побывавшие в Тамани политики из «Единой России» и «Родины», ими же заполнялись местные газеты и телепередачи. «Вернем Тузлу – неотъемлемую часть земли русской».
Метров двести оставалось до острова Тузла, когда восстанавливать косу перестали. После встречи президентов России и Украины. Они договорились подробнее проработать вопрос. За день до возвращения в Москву журналистов повезли на косу, показывать то, что успели построить. Мы долго шли по восстановленной косе. Волны пролива уже стали подмывать ее берега, вымывая грунт и оставляя песок. И в песке я еще раз увидел человеческие останки.
В Южных областях страны «Единая Россия» показала невероятно высокие результаты на парламентских выборах.
Когда я вернулся из Тамани в Москву, высокопоставленный чиновник из администрации президента сказал мне, что восстановление косы Тузла, было «великолепным предвыборным проектом» Александра Стальевича Волошина.
Прошло без малого семь лет. Восстановленную часть косы Тузла почти размыло. Вопрос с демаркацией российско-украинской границы в Керченском проливе не решен, о нем забыли. Волошин вернулся в большую политику. Ему поручено поработать над созданием международного финансового центра в Москве. Еще он вошел в правление крупнейшего российского средства массовой информации нового поколения, поисковика Яндекс.
Очень похоже, что началась уже предвыборная компания 2012 года. И она принесет нам много неожиданностей.
Григорий Нехорошев
2 комментария:
Гриша! У меня этот материал вызвал очень много вопросов. Особенно по тем пунктам, которые остались в подтексте.
Можно их задать, я постараюсь ответить.
Отправить комментарий