понедельник, 4 октября 2010 г.

"Черный пиар" с фашистским уклоном


В ЖЖ политтехнолога Марины Литвинович накануне региональных выборов возникла дискуссия о "черном пиаре". И один из ее участников сослался на фрагмент из моей статьи 2006 года об использовании фашистов, радикальных националистов и всякой другой нечисти в сомнительных пропагандистских акциях. Вот я и решил опубликовать эту статью еще раз в своем блоге.

ЭКСТРЕМИЗМ В АССОРТИМЕНТЕ

В Интернете можно найти с десяток историй о том, как московский политтехнолог Марат Гельман якобы нанимал киевских бритоголовых для осквернения еврейских кладбищ, когда занимался предвыборной кампанией на Украине. Комментировать эти истории не буду, поскольку об этом ничего не знаю. Но доподлинно знаю, что у нас разного рода экстремистов коллеги Гельмана используют давно и с удовольствием. Я бы назвал это явление грязным шоу-бизнесом, а некоторые называют черным пиаром.

Заместитель председателя Национал-большевистской партии Анатолий Тишин рассказывал мне, что несколько лет назад представитель скинхедовской «Объединенной бригады 88» предлагал своих людей «для провоцирования серьезных беспорядков во время шествий оппозиции всего за 200–300 долларов». Вскоре нацболы выяснили, что скинов к ним направляли представители одного московского пиар-агентства, которое работает в том числе и по заказам некоторых структур администрации президента.

Лет пять назад журналист «Известий» Алексей Челноков готовил материал о националистах. На его вопрос: «А можете ли вы устроить серьезный погром?» Андрей Архипов, нынешний сотрудник газеты «Стрингер», а некоторое время назад – лидер движения «Русский проект – Великая Россия», ответил: «Это будет стоить вам 300 долларов».

Приблизительно в 2000 г. ставки скинхедов на участие в пиар-акциях возросли, что говорит о востребованности их для пиар-рынка. В конце 2001 г. неплохо заработал кумир скинхедов рок-музыкант Паук. Он провел пресс-конференцию, на которой объявил о создании некоего комитета по защите чести и достоинства главы президентской администрации Александра Волошина. Мне доподлинно известно, что Паук был приглашен на эту роль людьми из одной финансово-экономической структуры, которая с Волошиным борется. За участие в этой акции черного пиара он получил 1000 долларов.

Три года назад, за полгода до печально знаменитого убийства таджикской девочки в Санкт-Петербурге, местная интеллигенция спокойно обсуждала акцию скинхедов накануне выборов губернатора Санкт-Петербурга. Тогда у здания городского суда, где слушалось дело о том, действительны или нет собранные подписи в поддержку конкурента Валентины Матвиеноко, вице-губернатора Анны Марковой, скинхеды провели шумную демонстрацию «в поддержку Марковой». Местные отделения государственных телеканалов почти весь день крутили потом сюжет, крупным планом показывая плакат «Полпредство – в отстой, скинхеды – в бой».

Не знаю, как реагировал «рядовой избиратель», но местная интеллигенция, журналисты и политики в один голос говорили мне, что демонстрация скинов – черный пиар против Марковой. И проплачен он пиарщиками из штаба «главного кандидата», тогдашнего полпреда президента по Северо-Западному федеральному округу Валентины Матвиенко. И все, мол, об этом знают, поскольку «Петербург – город маленький».

Меня такие разговоры нисколько не удивили. Меня удивляла обыденность этих разговоров и даже некая снисходительность. За год до выборов губернатора высокопоставленный менеджер одной крупной пиаровской конторы Санкт-Петербурга откровенно сказал мне: «Да, скинхедов и националистов в Питере достаточно часто нанимают за деньги для проведения разного рода пиаровских акций, потому что они – хорошие уличные бойцы. Могут и подраться в случае чего. И у них прекрасная конспирация – абсолютно невозможно установить истинного заказчика акции».

Говорили мы с ним об очень странной демонстрации скинхедов у офиса лесоперерабатывающей компании «Илим Палп» в центре города, на улице Марата. Скины собрались митинговать против владельца компании Захара Смушкина. Между ним и группой Олега Дерипаски «Базовый элемент» вот уже четыре года идет ожесточенный «имущественный спор» за Котласский целлюлозно-бумажный комбинат. После демонстрации скинов во многих питерских газетах настойчиво намекали, что состоялась она не без участия людей Дерипаски. И укоряли: как не стыдно привлекать фашиствующих молодчиков для решения имущественных споров... В центральных же газетах ту же информацию опубликовали на правах рекламы, и специалисты сделали заключение, что скинхедов использовали не против Смушкина, а как раз против Дерипаски.

По словам откровенных питерских пиарщиков, заказать демонстрацию вроде той, что была на улице Марата или у городского суда, стоит в Санкт-Петербурге около 1500 долларов. Интересно, что владелец пиар-агентства, сотрудник которого со мной откровенничал, считает себя питерским интеллигентом и не так давно собирал в модном ресторане интеллектуалов «культурной столицы» для разговоров на «высоколобые» темы.

Чуть раньше питерских скинов использовали не столь изощренно. Во время предвыборной кампании в законодательное собрание города им просто дали денег на издание газет «Маяк» и «Народный наблюдатель». (Как недавно с бравадой написал в заметке про черный пиар внештатный сотрудник этих газет, название второй задумывалось как «многозначительное», и пояснил: «Народный наблюдатель», или «Фелькишер беобахтер», – главная газета НСДАП в 1920–1945 годах».)

В газетах тех писали в основном о кандидатах от партии «Яблоко». Как вспоминает внештатный сотрудник, «демократы представали исключительно в виде ворюг, агентов ЦРУ и фанатов половых извращений с уклоном в зоофилию», а прошла кампания «под бодрым лозунгом «Бей ябло – спасай Россию!». Автора статьи я знаю. Он тоже считает себя интеллектуалом.

Говорил я на эту тему и с председателем законодательного собрания Санкт-Петербурга Вадимом Тюльпановым. Меня, признаюсь, поразила та легкость, с которой он рассказывал, как пиарщики используют для своих целей тему национализма. В конкретном случае – антисемитизм.

«Если жаловаться на плохую погоду, то это глупо совершенно. Так же и жаловаться на черный пиар, который, я считаю, всегда был, есть и будет. Как плохая погода. Иное дело, что действительно в Петербурге, на мой взгляд, самые изощренные, самые изысканные методы применяют. Потому что город политизированный, город очень свободолюбивый, поэтому и политизированный. И именно сюда стекаются все технологии, а также люди, которые используют эти технологии, потому что платят в общем-то неплохо.

До сих пор помню, как баллотировался в свое время в заксобрание игрок «Что? Где? Когда?» Александр Друзь. И вот один из его соперников использовал такой прием. По школам округа, где баллотировался Друзь, ездил автобус с подарками для учеников от кандидата в депутаты. Автобус подъезжал к школе, из него выходил человек в костюме ортодоксального иудея, обращался к директору со словами: «Я привез вам подарки от Друзя. Можно ли собрать несколько классов? Сейчас подарки раздадим». Директор собирал ребят. Человек из автобуса спрашивал: «Есть ли среди вас еврейские дети?» Ну и, допустим, никто не отзывался. Тогда он говорил: «В таком случае мы эти подарки давать вам не будем». И автобус уезжал. За Друзя проголосовали немногие».

Недавно я говорил с одним представителем петербургской интеллигенции о писателе, который работал в предвыборном штабе Валентины Матвиенко и вместе со своей подружкой сочинял «от имени народа» стихи о «дорогой Валентине Ивановне». А после выборов от своего уже имени провел в городе семинар об опасности «наступления тоталитаризма» с призывом «уходить в подполье». Мой собеседник сказал: «Ну, на Матвиенко он работал за деньги, есть-то надо. А конференцию провел как писатель. Это разделять надо». Скинам тоже «есть надо», и подкармливают их на пиаровские деньги. А убивают они уже по убеждениям. Видимо, тоже «разделять надо»? Не разделяется.

Мне кажется, по всем приведенным мною случаям, кто-то из специалистов так называемого пиар-сообщества должен провести расследование и сделать жесткое заявление хотя бы в рамках их профессиональной ассоциации РАСО. Назвать по именам этих пиар-технологов, чтобы мы не подавали им руки.

Григорий Нехорошев

P.S Странно только, что Марина Литвинович сделала вид, будто удивлена историей про кандидата Александра Друзь. Она ведь долго работала с Маратом Гельманом и Глебом Павловским, которые с удовольствием делали очень похожие "акции".

Комментариев нет:

Отправить комментарий