В понедельник 7 февраля Лондоне начинались слушания по делу об экстрадиции в Швецию основателя WikiLeaks Джулиана Ассанджа. Они продлятся почти месяц.
Буквально в начале января я говорил со многими своими коллегами из разных стран мира про WikiLeaks, главную новость из мира политики и журналистики 2010 года. И почти все они предполагали, что скоро все успокоится, сенсационный интерес к изобретению Джулиана Ассанжа пройдет и постепенно перейдет в категорию исторических парадоксов. Можно будет спокойно подождать, пока бывший австралийский хакер закончит свои воспоминания, за которые уже получил больше полутора миллионов долларов.
Я с ними не соглашался.
Во многом потому, что довольно хорошо знаю нескольких сподвижников Ассанжа. Очень энергичных, упорных, даже «упертых» людей с анархическими и социалистическими идеями в голове. Они будут продолжать работу, которую называют «борьбой за более открытый мир». Еще деньги и славу зарабатывая в процессе борьбы, но это для них не главное.
И еще потому, что в самом конце 2010-го мне удалось поработать недолго с посольскими сообщениями в Госдепартамент, которые попали к Ассанжу.
На сегодняшний день все вместе взятые газеты мира, которые сотрудничали с WikiLeaks, опубликовали всего-то чуть больше двух с половиной тысяч писем, меньше одного процента переписки.
Когда я посмотрел пару сотен писем Госдепартамента на интересующие меня политические темы из еще не опубликованной базы, то понял: большие и маленькие скандалы от WikiLeaks будут информационным фоном всего следующего года.
Но я не ожидал, что история с WikiLeaks вырулит уже в середине января на еще более крутой маршрут.
Революция от WikiLeaks?
Сайт влиятельного американского журнала Foreign Policy опубликовал 13 января заметку «Первая революция от WikiLeaks?». В этот день кровавые события в Тунисе закончились победой взбунтовавшихся еще в середине декабря граждан: президент Зин эль-Абидин бен Али 14 января бежал из страны. Власть перешла к военным, а затем к бывшему премьер-министру Туниса Мохамеду Ганнуши.
Через несколько часов после ее появления заметку про «революцию от WikiLeaks» перепечатали популярные и влиятельные американские политические сайты, и она пошла гулять по миру.
Вот эта заметка: «Тунисцам не нужно было дополнительных причин для протестов, когда они несколько недель назад вышли на улицы: цены на продукты растут, коррупция свирепствует, безработица росла безудержно. Но мы можем также считать Тунис первой страной, граждан которой к самому краю подвел WikiLeaks.
Эти протесты связаны с отсутствием в стране свободы слова – в том числе когда речь идет о WikiLeaks. Тунисские власти не получили хвалебного портрета из утечки дипломатических каблограмм из Государственного департамента. Руководящая страной семья была описана как «Семья» – мафиозная элита, которая запускала свои руки в каждый «горшочек с едой» в экономике страны. «Президент Бен Али стареет, его режим склеротический, и непонятно, кто преемник», – можно было прочитать в каблограмме от июня 2009 года. И о том, что у этой клептократии нет уже никаких властных ресурсов; в каблограмме от июня 2008 года заявлено: «Стойкие слухи о коррупции, усиленные многократно нарастающей инфляцией и продолжающейся безработицей, служат источником нарастающей злости к правительству и содействовали недавним протестам в юго-западном Тунисе. Люди убеждены, что виновники на самом верху и, пока они у власти, проблемы не обуздать».
Конечно, чтобы сказать это тунисцам, посторонний не требовался. Но детали, отмеченные в каблограммах – например о том, как первая леди страны смогла получить огромную прибыль от продажи частной школы (построенной на государственные деньги), – стали последней каплей. Дела пошли еще хуже, а не лучше (как откровенно надеялись власти), когда доступ к WikiLeaks был властями блокирован и начались поиски диссидентов и активистов в социальных сетях.
Как в прошлом году узнали PayPal и Amazon, сторонники WikiLeaks не становятся очень вежливыми, когда перекрывают доступ к Интернету. И хакерская сеть «Анонимные» запустила операцию «Открытый Тунис» (opTunisia), против правительственных сайтов «до тех пор, пока правительство будет вести себя так, как ведет» – сказал в интервью «Файненшл Таймс» представитель «Анонимных».
Случилось так же, как и во время недавних так называемых Твиттер-революций в Молдавии и Иране. Было много чего плохого в Тунисе еще даже до того, как Джулиан Ассанж получил дипломатические депеши Госдепартамента. WikiLeaks скорее выступил катализатором, спусковым крючком и инструментом справедливого гнева. Что является комплиментом, который может получить «разоблачительный сайт».
Буквально через день после этой заметки новость о возможном влиянии WikiLeaks на революцию в Тунисе обсуждали почти все мировые средства массовой информации и многие политические комментаторы: об этом писали «Гардиан», «Дейли мейл», «Нью-Йоркер».
Тем временем президент США Барак Обама выступил с заявлением по поводу событий в Тунисе и приветствовал «выбор народа» жить в стране «с общечеловеческими правами», свободной от коррупции, с честными выборами и свободными средствами массовой информации.
Границы западной демократии
После этого многие американские политические комментаторы, даже те, кто раньше не был замечен в симпатиях к WikiLeaks, стали задавать вопрос: а стоит ли делать из Ассанжа «врага №1 Америки»? Стоит ли искать способы завести на него в США уголовное дело о «нанесении ущерба национальным интересам», если публикации WikiLeaks помогли демократическим переменам в Тунисе? Небольшой, но очень важной в стратегическом отношении арабской стране в центре северной Африки.
Тем более что в опубликованных Ассанджем каблограммах Госдепартамента американский посол в Тунисе сам возмущался коррупцией, говорил о серьезных проблемах с правами человека, и из этих сообщений было понятно, что американская администрация этим очень обеспокоена.
Пока эти вопросы остаются без ответа. Но если они уже довольно широко прозвучали, то будут обсуждаться и дальше. И это может вывести очень сложную и неоднозначную политическую историю вокруг WikiLeaks на какой-то качественно иной уровень.
Потому что с каждым днем становилось все очевиднее – американские политики попали с WikiLeaks в сложную политическую ловушку. Суть ее сформулировал известный интернет-аналитик из Оксфордского университета Джон Наунгтон: «WikiLeaks обнажил очень серьезный вопрос: где те границы, за которыми уже не действуют принципы западной демократии».
И очень похоже, что от того, как Америка на этот вопрос ответит, во многом будет зависеть судьба демократии во всем мире.
Пусть это и звучит немного высокопарно.
Спасти рядового Мэннинга
Но первые дни нового года начались для Ассанжа не очень удачно. И я имею в виду не то, что ему заблокировали банковские счета и платежные системы. И даже не то, что в начале февраля Лондонский суд должен будет решить вопрос о его депортации в Швецию, где Ассанжа хотят допросить по делу о «нежелательных или насильственных сексуальных действиях» по отношению к двум молодым шведским женщинам.
Ассанж уже заявил: у него есть серьезные опасения, что шведские власти на самом деле хотят выдать его Америке, где его ожидает смертная казнь. Пока что это его заявление ни на чем не основано, в Америке Ассанжу никаких обвинений не предъявлено. Многие американские политики требуют серьезно наказать Ассанжа, иногда даже звучат призывы к физической расправе, но юридических фактов пока для этого нет.
Поэтому пока более важны те интонации, которые стали звучать в статьях про бывшего австралийского хакера в главных либеральных газетах, которые с Ассанжем сотрудничали.
«Джулиан Ассанж, напыщенный основатель WikiLeaks, живет сейчас в поместье площадью 240 гектаров у своего сторонника за пределами Лондона, где ведет переговоры на 1,7 миллиона долларов за свою книгу и откуда регулярно раздаются дерзкие заявления о планах его команды по разоблачению секретов. А тем временем юный солдат, обвиненный в утечке секретных документов, которые принесли г-ну Ассанжу славу и скандал, заперт в крошечной камере на базе ВМС Квантико Марин в Виргинии. Солдат, рядовой первого класса Брэдли Мэннинг, которому в прошлом месяце в военной тюрьме исполнилось 23 года, обвиняется в крупнейшей за всю американскую историю утечке секретных документов. Он ожидает суда по обвинениям, по которым может оказаться в тюрьме на 52 года, – говорят армейские власти», – в таком раздраженном тоне начиналась одна из статей про рядового Мэннинга в январском номере самой, пожалуй, влиятельной в западном мире газеты «Нью-Йорк Таймс».
Слишком много существует юридических проблем, чтобы привлечь Ассанжа к ответственности в Америке, – говорят все юридические эксперты. Но возможность такая появится, если доказать тайный сговор основателя WikiLeaks с рядовым Брэдли Мэннингом, младшим аналитиком армейской разведки США, который и передал из Багдада секретные материалы по войне в Ираке и Афганистане и 251287 конфиденциальных донесений из американских посольств в Государственный департамент.
Таинственный рядовой
Рядовой Мэннинг уже семь месяцев находится в армейской тюрьме. Сейчас на базе американских ВМС в Квантико Марин он в камере длиной чуть более трех с половиной метров и шириной меньше двух метров. Каждые пять минут охранники проверяют, все ли с ним в порядке. Спать без перерыва Мэннингу разрешается с 10-ти вечера до 5-ти утра. Но и в эти часы, если охране покажется, «что он не дышит», рядового можно разбудить. «Мы выполняем рекомендации медицинских экспертов, которые считают, что он может нанести себе ранения», – говорят официальные представители армии. Но вот сторонники Ассанжа называют такое положение дел жестоким обращением. Они говорят, что такими методами Мэннинга хотят заставить дать показания против WikiLeaks. Демонстрации активистов и письма протеста с требованием более гуманного отношения к рядовому Мэннингу возымели действие – специальный наблюдатель ООН по применению пыток Хуан Мендез уже представил официальный запрос по этому поводу в Госдепартамент США.
Представители WikiLeaks уже передали чуть больше 15 тысяч долларов в фонд для защиты Мэннинга. Но скорее это символический жест. Как рассказали мне близкие к Ассанжу люди, у них пока нет полной уверенности по делу с рядовым Мэннингом.
Действительно, история рядового первого класса довольно необычная.
6 июня прошлого года ведущие сотрудники самого популярного в компьютерном мире журнала Wired Кевин Поулсен и Ким Зеттер опубликовали сенсационную заметку об аресте проходящего службу в Ираке рядового Брэдли Мэннинга. Он был арестован после того, как в интернет-чате с осужденным некогда за хакерство Адрианом Ламо признался, что передал WikiLeaks знаменитую видеопленку, на которой американский боевой вертолет «Апач» расстреливает в Багдаде безоружных граждан. А также пленку о расстреле с воздуха американцами мирных афганцев и «сотни тысяч секретных записей Госдепартамента». Бывший хакер Ламо представился рядовому в качестве журналиста и несколько дней выуживал у него информацию, а затем обо всем рассказал ФБР и представителям Пентагона. Адриан Ламо заявил журналистам, что поступил так не только из патриотических соображений, но и из-за понимания, что переданная Мэннингом информация «угрожает жизни людей». По информации журнала Wired Мэннинг разоткровенничался с Ламо потому, что «почувствовал родственную душу в известном хакере». Мэннинг связался с Ламо 20 мая, как раз в тот день, когда Wired опубликовал пространную заметку о хакере. В заметке рассказывалось о том, как у 29-летнего Ламо случайно обнаружили редкую болезнь – синдром Аспергера, особый тип аутизма. В заметке подчеркивалось, что синдром Аспергера обнаружен у многих гениальных компьютерщиков Америки. Затем перечислялись все хакерские победы Ламо.
Американские журналисты сразу поняли, что история с арестом Мэннинга довольно загадочная и вызывает много вопросов. Знаменитый американский журналист Глен Гринвальд ее довольно подробно расследовал и даже уже получил за это расследование престижную журналистскую премию, но вопросов пока все равно остается очень много.
Гринвальд выяснил, что сотрудник Wired Кевин Поулсен, тоже бывший хакер, осужденный на три с половиной года тюрьмы за взлом компьютерных сетей, очень давно и очень близко знает Адриана Ламо. И за долгие годы этих отношений он стал чуть ли не личным пиар-менеджером Ламо, подробно сообщая о его хакерских похождениях. Причем на сайте Центра компьютерной безопасности – специального правительственного фонда. Глен Гринвальд особо подчеркивает довольно необычный факт: чиновники правительства разрешили работать в контролируемом государством фонде человеку, который был осужден на три с половиной года тюремного заключения за очень серьезные компьютерные преступления.
Кроме этого Гринвальд выяснил, что в мире хакеров у Адриана Ламо была очень неважная репутация. Знаменитые американские хакеры утверждают, что Ламо больше всего интересовала слава, он работал на публику, находя слабые места в компьютерной защите знаменитых корпораций типа «Майкрософт», «Америка-онлайн», «Яху!», «Нью-Йорк Таймс». И потом с удовольствием рассказывал об этом в телевизионных ток-шоу и многочисленных интервью.
Но еще больше подозрений вызывают рассказы Ламо о том, как на него вышел рядовой Мэннинг. Одному новостному агентству он рассказал, что Мэннинг связался с ним по электронной почте. Глену Гринвальду же он заявил, что рядовой Мэннинг нашел его в сети по поисковой системе Твиттера на слово WikiLeaks. Кому-то Ламо говорит, что будто бы он представился Мэннингу журналистом и пообещал не раскрывать источник информации, а это право защищается законами Калифорнии. А кому-то – что он Мэннингу ничего не гарантировал.
Глен Гринвальд приводит в своем расследовании служебную записку Пентагона, посвященную WikiLeaks и составленную еще в 2008 году, после того как мало еще кому известный сайт в апреле 2007 года опубликовал 2000 страниц документов с описанием военной техники, которую использовали коалиционные силы НАТО в Ираке и Афганистане. В этой записке говорится: «Веб-сайты, такие как WikiLeaks.org, пользуются доверием, поскольку их главный центр притяжения строится на сохранении анонимности инсайдера и информаторов. Успешное выявление, привлечение к ответственности, лишение работы и демонстрация людей, раскрывающих информацию правительств и бизнес-организаций, связанных с распространением информации на WikiLeaks.org повредит и, возможно, разрушит этот центр притяжения и отвадит других от совершения таких действий». Посадив в тюрьму рядового Мэннинга, Пентагон этого добился, пишет Глен Гринвальд.
Григорий Нехорошев
для газеты "Совершено секретно"
Комментариев нет:
Отправить комментарий