понедельник, 19 апреля 2010 г.

БЕДНЫЙ МАРАТ

Марат Гельман, член Общественной палаты, член множества палаток, палаточек и даже ларьков, связанных с современным искусством, в своем ЖЖ и на разных пресс-конференциях советует своим врагам и недоброжелателям обращаться к «журналисту Грише Нехорошеву» за разоблачительными заметками про его деятельность. После скандала, который устроил Гельман во время обсуждения проекта градостроительного плана Москвы, он посоветовал обратиться ко мне и представителям московских властей.

Наверное, уже несколько десятков тысяч страниц написано про этого видного члена Общественной палаты, а он никак не забудет несколько моих заметок. Причем последняя была опубликована почти восемь лет назад. Тогда Марат Гельман на пару месяцев был назначен заместителем генерального директора Общественного российского телевидения, чтобы контролировать круговорот рекламных денег во время выборов депутатов Госдумы.

Двадцать лет назад, когда история современной России только начиналась, Марат Гельман оказался в яркой и шумной компании современных художников и писателей. Броуновское движение стилей, школ и художественных жестов было тогда настолько ярким и необычным, что репортажи о художественных акциях попадали на первые полосы газет и в главные новости телеканалов. Гельман был хорошим антрепренером и помогал организовывать выставки и акции многим талантливым, но неорганизованным личностям из мира искусств.

О деньгах никто из художественных деятелей тогда не думал, жизнь была дешевой и полной радужных перспектив.

Но хорошо известно, что революции готовят идеалисты, реализуют их циники, а пользуются результатами сомнительные личности. Все это относится и к искусству. Неожиданным общественным резонансом и авторитетом революционного искусства тех лет и решил воспользоваться Марат Гельман.

Помню, каким серьезным шоком стала для художников эпопея борьбы против установки в Москве памятника Петру I работы Зураба Церетели. В начале 90-х ее очень умело организовал именно Марат Гельман. Кампания была шумной и яркой, московские власти дрогнули - и решили прислушаться к мнению гражданского общества. Но в одночасье Марат Гельман борьбу свернул, сославшись на то, что московская общественность еще не созрела, слишком пока необразованная она, даже варварская.

Поводом стала попытка взорвать в Подмосковье памятник Николаю II. Но очень скоро выяснилось, что Марат Гельман просто договорился с московскими властями об отступных, получил миллионный заказ на «организацию художественного пространства» Гостиного двора. Именно после этого московские власти получили право не только украшать Москву творениями Зураба Церетели, но и право считать актуальных художников вполне продажными персонажами.

А к тому времени и жизнь резко подорожала. Обедневших художников и писателей Марат Гельман позвал работать в политику, поучаствовать в различных предвыборных кампаниях. Сомнительная работенка предлагалась, конечно, не в лоб, а как возможность реализовать разные художественные приемы в борьбе против ненавистных коммунистов. За хорошие гонорары. Со временем так называемая борьба с коммунистами Гельмана далеко завела, в откровенно ксенофобскую и шовинистическую партию «Родина». К чести московской художественной богемы, в «Родину» к Гельману почти никто из нее работать не пошел.

Хотя поздно было, авторитет московской художественной общественности уже упал в глазах властей «ниже плинтуса».

И невозможно сейчас представить сообщество художников, которое вдруг начнет общественную дискуссию хотя бы про художественные и эстетические ценности творений Зураба Церетели или другие скульптурные или архитектурные забавы московского мэра.

В скандальной борьбе против градостроительного плана Москвы, которая сейчас разворачивается, Марат Гельман представляет только себя. Этим он и не интересен.

Но лично я не писал о Гельмане много лет по другой причине. Я просто не хотел лишний раз тревожить человека, у которого случилось большое горе, от передозировки наркотиками умер сын.

Но Марат Гельман столько раз в разной форме просил, чтобы я о нем написал, что пришлось это сделать. Хотя писать о нем стало скучно. Не о чем уже писать.

ГРИГОРИЙ НЕХОРОШЕВ

Комментариев нет:

Отправить комментарий