Международная журналистская организация «Репортеры без границ» в очередной раз назвала Владимира Путина одним из «врагов свободной прессы». Впервые «врагом свободы слова» объявлен и президент Чечни Рамзан Кадыров. «Во власти этих гонителей свободы прессы осуществлять цензуру, сажать в тюрьму, похищать, подвергать пыткам и в самых ужасных случаях – убивать журналистов», - написано в отчете «Репортеров без границ».
Тут нечего возразить, все именно так и есть. Но журналистика всегда была опасной профессией, репортеров во всем мире похищают, сажают в тюрьмы и убивают. И если вспомнить недавние вооруженные гражданские конфликты и войны на окраинах бывшего СССР, число убитых в них журналистов, то вполне подходит строчка поэта: «бывали хуже времена». Но к ситуации в современной российской журналистике подходит больше продолжение этой строчки: «но не было подлей». Потому что за времена путинского правления журналистов не только запугали, но и развратили. А это почти не поддается учету и анализу со стороны правозащитных организаций типа «Репортеры без границ». Поскольку в довольно наивных исследованиях состояния российской журналистики, которые проводят специалисты журналистики буржуазной, даже нет адекватных переводов для таких российских терминов как «джинса», «заказуха», «блок», «договор по информационному обеспечению».
Лет пятнадцать назад был у меня знакомый, бывший журналист, который занимался не хитрым, но хлопотным делом: самыми разными способами он выяснял, не готовится ли в какой-нибудь московской редакции материал про президента Башкирии Муртазу Рахимова. И если узнавал, что где-то пишется заметка, то шел в эту редакцию и договаривался, чтобы ничего не публиковали. Ни плохого, ни хорошего. За такое молчание он платил разным людям в редакциях довольно большие деньги, называлось, - «ставить блок». Сотни таких кустарей-одиночек шныряли тогда по Москве, изобретая на досуге разные «честные способы отъема денег», - они даже сами принялись сочинять критические заметки про своих клиентов, и выдавать их за редакционные материалы, для якобы «блокирования» которых получали деньги. Но бизнес этот считался очень постыдным.
В путинские «тучные времена» высоких нефтяных цен эти кустари ушли в небытие. Сейчас большинство администраций краев и областей заключили с главными газетами и телеканалами недешевые «договоры по информационному обеспечению» и редакции уже ничего не пишут сами об этих своих клиентах, публикуют только заметки, подготовленные в пресс-службах самих администраций. И это уже не считается постыдным.
По той же схеме «работает» с редакциями и большинство крупных бизнес-компаний, банков и спортивных клубов.
Ну, а если все же появляется в крупной газете критический материал о какой-то фирме или чиновнике? Чаще всего это означает то, что кто-то за очень большие деньги «снял блок», то есть попросту перекупил редакцию - или главный редактор получил указание из Кремля.
И вся эта система стала настолько тотальной и всепроникающей, что даже если Вы принесете в редакцию реальное расследование каких-то безобразий, свалившихся, например, на голову Ваших друзей или знакомых, то редактор, скорее всего, заподозрит Вас в «заказухе», а если не заподозрит он, то его самого в этом может заподозрить главный редактор.
Мне приходилось работать в редакциях, где почти все подозревали друг друга в «заказухе», изящно называемой на жаргоне этих людей «джинсой». Три года назад два журналиста, с которыми я в тех редакциях работал, оказались в тюрьме по обвинению в шантаже. Они что-то написали якобы критическое, и угрожали это опубликовать, если не заплатят. Скорее всего, просто не знали, что у руководства их редакций с этими клиентами «договор по информационному обеспечению» и действовали по старинке, кустарно.
Несогласные с таким положением дел в современной массовой российской журналистике выживают с трудом: кто-то уходит работать в западные СМИ, но там вакансий меньше, чем желающих, кто-то меняет тематику, я знаю великолепных репортеров, которые пишут теперь для кулинарных журналов. Совсем ушли из журналистики на преподавательскую работу знаменитые недавно журналисты Владим Мукусев, Елена Масюк, Даниил Коцюбинский. Многие уходят в редакции интернет-порталов, но и туда проникают уже активно «договоры по информационному обеспечению» и «джинса» и нужно двигаться от этой напасти куда-то дальше. Куда именно, пока не очень понятно.
И нет пока никаких «Репортеров без границ», которые могли бы зафиксировать степень этого безобразия.
ГРИГОРИЙ НЕХОРОШЕВ
Комментариев нет:
Отправить комментарий