Есть и хорошие новости про современное искусство – великолепный художник Костя Батынков, московский представитель знаменитых «митьков», наконец-то купил себе собственную мастерскую: однокомнатную квартиру на окраине. Лет десять он арендовал у московского союза художников запущенный подвал в «сталинском» доме – со специфическим запахом от проржавевших и протекающих труб. На 15-й Международной художественной ярмарке Арт Москва сейчас продается черно-белый натюрморт работы Батынкова – баночки с красками, пара пивных бутылок, граненый стакан и те самые трубы на заднике. Просят за него 11 тысяч евро. Среди многочисленных гламурных полотен социально напряженные работы Кости Батынкова смотрятся довольно странно, но нужно же, видимо, что-то оставить на ярмарке для настоящих коллекционеров.
А основные покупатели – худенькие, холеные девушки около тридцати, с солидными, молчаливыми сопровождающими в костюмах от Хюго Босс. Покупают разноцветные абстракции – видимо чтобы они не путались, художница Юлия Ивашкина свою серию назвала очень просто «Интерьер 7». В ее работах, да и во множестве других, теперь обязательно присутствуют какие-то вещи советских времен – или настольная лампа, или радиоприемник «ВЭФ», или подстаканник.
В конце 20-х Владимир Маяковский восхищался строчкой стихотворения Зинаиды Гиппиус - «Мы стали злыми и покорными. Нам не уйти. Уже развел руками черными Викжель пути». Про “Всероссийский исполком союза железнодорожников” можно и сейчас написать стих после прогулки по Арт Москве: тема железных дорог неожиданно присутствует на десятках современных картин. “А что, наши покупатели проводят много времени в поездах Москва – Санкт-Петербург. Эта визуальная тема для них актуальна” – откровенно сказала мне куратор одной модной сейчас галереи.
Но самая доминирующая тема нынешней ярмарки – портреты полуобнаженных девочек неопределенного возраста набоковской Лолиты. И наверное самое точное попадание в покупателя - работа Кати Белкиной «Поезд» - девочка лет четырнадцати, в маечке, но без трусиков, в вагоне спального купе поезда, на столе стакан в сталинских времен подстаканнике. Галерея «Фотолофт» продает его за 245000 рублей. Галерея, кстати, принадлежит Юрию Кацману, бывшему главному редактору журнала «Коммерсант. Деньги».
В среду, в день официального открытия ярмарки, на ней побывал в числе прочих протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата, автор идеи православного дресс-кода для девушек. Это вызвало некое волнение у кураторов галерей: «Он ведь может скандал какой-нибудь устроить в прессе», раздраженно говорили кураторы.
В 1965-м советский лидер Никита Хрущев на художественной выставке в Манеже устроил разнос художникам и скульпторам, обозвав их «абстракцистами». После этого современное советское искусство ушло в глубокое подполье. Но зато работы тех запрещенных Хрущевым художников теперь украшают лучшие музеи мира, продаются на крупнейших мировых аукционах. Через много лет искусствовед Юрий Герчук выяснил, что появление Хрущева в Манеже было частью интриги московских художественных функционеров в борьбе за власть в художественном мире. Но для искусства эта интрига оказалась очень полезной.
Известный сегодня деятель современного искусства, член экспертного совета Арт Москвы Марат Гельман любит прогуливаться по ярмарке с работниками администрации президента. Но интриги людей искусства в наше время – совсем другого уровня, гламурные.
Григорий Нехорошев
для газеты "Деловой Петербург"
Комментариев нет:
Отправить комментарий